Приказ Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области от 23.03.2015 N 41 "Об утверждении ВЦП "Развитие сельскохозяйственной кооперации и логистических центров"



ДЕПАРТАМЕНТ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ
РАЗВИТИЮ СЕЛА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 23 марта 2015 г. № 41

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЦП "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ
КООПЕРАЦИИ И ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ"

В соответствии с постановлением Администрации Томской области от 07.12.2011 № 389а "О Порядке разработки, утверждения, реализации и мониторинга ведомственных целевых программ Томской области", постановлением Администрации Томской области от 12.12.2014 № 485а "Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области" приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие сельскохозяйственной кооперации и логистических центров" на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на председателя комитета по экономике, финансам и инвестициям Е.П.Ламмерт.

Начальник Департамента
И.В.ЧЕРДАНЦЕВА





Приложение
к приказу
Департамента по социально-экономическому
развитию села Томской области
от 23 марта 2015 г. № 41

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ И
ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ"

ПАСПОРТ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование СБП
Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области
Тип ВЦП
1-й тип
Наименование государственной программы Томской области, в состав которой включается ВЦП
Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области
Наименование подпрограммы государственной программы Томской области, в состав которой включается ВЦП
Развитие сельскохозяйственного производства в Томской области
Цель СБП согласно Положению об СБП и разделу II доклада о результатах и об основных направлениях деятельности СБП
Эффективная аграрная политика на территории Томской области
Цель ВЦП (задача СБП)
Способствование повышению конкурентоспособности агропромышленного комплекса
Наименование показателей конечного результата (показателей результата достижения цели ВЦП (задачи СБП))
Единица измерения
2015 год
2016 год
2017 год
Количество сельскохозяйственных кооперативов, реализовавших проекты развития своей материально-технической базы
Ед.
1
1
1
Срок реализации ВЦП
ВЦП носит постоянный характер
Объем расходов областного бюджета на реализацию ВЦП
Коды классификации расходов бюджетов
Сумма (тыс. руб.)
раздел, подраздел
целевая статья
вид расходов
2015 год
0405
0616300
810
12000,0
Всего
x
x
x
12000,0
2016 год
0405
0616300
810
4000,0
Всего
x
x
x
4000,0
2017 год
0405
0616300
810
4000,0
всего
x
x
x
4000,0

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАЧИ СПБ,
ДЛЯ РЕШЕНИЯ КОТОРОЙ РАЗРАБОТАНА ВЦП

Ведомственная целевая программа "Развитие сельскохозяйственной кооперации и логистических центров" (далее - Программа) направлена на развитие и укрепление многоуровневой системы сельской кооперации в Томской области.
В Томской области система сельскохозяйственной потребительской кооперации охватывает практически все районы. На территории области зарегистрированы 48 сельскохозяйственных потребительских кооператива, из них 26 кредитных кооперативов, 22 обслуживающих кооператива (17 перерабатывающих и 5 снабженческо-сбытовых). За последние два года активно развиваются перерабатывающие кооперативы, которые создаются ЛПХ, КФХ вместе с коллективными предприятиями.
Развивается кредитная кооперация, действует 21 кредитный кооператив, ими создано более 50 удаленных рабочих мест по оформлению займов удаленных деревень. Доля выданных займов кредитными кооперативами от общей суммы привлеченных финансовых средств малыми формами хозяйствования (МФХ) на селе Томской области составляет около 20%. Займы кредитных кооперативов население берет на покупку кормов, молодняка скота и птицы, ГСМ, в среднем не более 50 тыс. рублей. Развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации - это залог успешного развития сельских территорий, МФХ на селе.

Таблица 1. Сравнительный анализ
деятельности сельскохозяйственных потребительских
кредитных кооперативов <*>

Показатели
2006
2008
2009
2010
2011
2012
2013
Количество СПКК
26
26
26
25
25
25
26
Число членов СПКК
3665
4220
4440
4838
5361
4010
3835
Паевой фонд (млн руб.)
17,8
48,6
61,3
51,2
55,1
49,0
35,2
Сумма займов (кредитн. портфель), млн р.
149,7
249,3
294,7
252,4
293,7
138,6
148,9
в т.ч. ЛПХ
64,5
87,4
64,0
81,3
139,2
97,4
108,3
КФХ
19,5
32,2
44,0
6,7
7,2
1,1
2,9
потребительские цели
65,7
129,7
186,7
164,4
147,3
40,1
40,7

--------------------------------
<*> без кредитных кооперативов граждан.

Последнее время активно стали развиваться потребительские перерабатывающие кооперативы: их сегодня работает - 17, из которых 8 зарегистрировались в последнее время. Из 17 цехов по переработке сельскохозяйственной продукции (12 цехов по переработке молока и 5 цехов по убою скота и переработке мяса), введенных в 2010 - 2014 годах.
Пять снабженческо-сбытовых кооперативов постепенно наращивают объемы оказания услуг, ежегодный прирост объемов услуг составляет 15 - 20%.
За три года (2011 - 2013 годы) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, снабженческо-сбытовые) привлекли на свое развитие 42 млн рублей субсидируемых кредитов банков. Кредитные кооперативы за этот же период привлекли 26 млн рублей кредитных ресурсов банков для последующей выдачи займов ЛПХ и КФХ удаленных деревень.
Томский областной потребительский союз объединяет 42 сельских потребительских общества и входит в Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации. В составе облпотребсоюза 270 магазинов, 42 предприятия общественного питания, 28 предприятий по производству хлебобулочных и кондитерских изделий, рыбной и мясной продукции, копченостей и консервов; 2 крупных городских рынка (в городах Томске и Асино), база (одна из самых крупных) по хранению продукции. Потребительские общества активно участвуют в ярмарках выходного дня, за ними закреплены постоянные торговые точки (кроме торговли на собственных рынках), проводят заготовки дикоросов, закупки от населения излишков сельскохозяйственной продукции.
В настоящее время производственный и социальный потенциал малых форм хозяйствования на селе используется недостаточно эффективно. Крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, другие малые формы хозяйствования испытывают в процессе хозяйственной деятельности ряд характерных проблем:
1. Не сформирована достаточная правовая основа для развития индивидуально-семейного сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственной потребительской кооперации, должным образом не прописаны правовые условия государственной поддержки малого аграрного предпринимательства.
2. Фермеры, владельцы ЛПХ, сельские предприниматели испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита, недостаточного развития сельской кредитной кооперации, несмотря на ее положительную динамику.
3. Не налажена эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного, жилищно-коммунального обслуживания К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования. В большинстве семейных хозяйств используются низкомеханизированные технологии, велики затраты ручного труда, недостаток мощностей для хранения, предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки продукции, что приводит к ее реализации по низким ценам, а также невозможность влиять на цены из-за небольших партий продаваемой продукции.
4. Сельское население испытывает существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, в повышении квалификации, дефицит агрономических, ветеринарных и зоотехнических услуг, эффективной организации производства, недостаточное снабжение элитным скотом, удобрениями и ядохимикатами, качественными кормами и эффективным приемам кормления.
Система кооперации является базовой составляющей механизма комплексного, устойчивого развития сельских территорий, основным разделом программ социально-экономического развития муниципальных образований на селе.
Эффективная государственная поддержка решения указанных проблем в рамках настоящей Программы позволит не только сконцентрировать необходимые средства на цели развития сельскохозяйственной кооперации, но и обеспечить повышение значимости в структуре агропромышленного комплекса области.
На решение указанных проблем и направлена настоящая Программа.
Для оценки эффективности реализации настоящей Программы используются целевые индикаторы, представленные в таблице 2.

Таблица 2. Основные целевые
индикаторы и показатели Программы

Показатели
Ед. изм.
2015
2016
2017
Количество сельскохозяйственных кооперативов, реализовавших проекты развития своей материально-технической базы
Ед.
1
1
1

Обеспечение государственной поддержки в полном объеме позволит обеспечить достижение поставленной цели и решение задач Программы по всем индикаторам.
Кроме того, реализация Программы обеспечит создание новых рабочих мест, будет способствовать привлечению в отрасль молодых высококвалифицированных кадров, что особенно актуально в сельскохозяйственном производстве, увеличит поступление финансовых средств от налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, в том числе в местные бюджеты.

Раздел 2. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТ
ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ ВЦП (ЗАДАЧИ СБП)

Реализация Программы будет способствовать достижению цели Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области - проведению эффективной аграрной политики и решению тактических задач по повышению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе повышения финансовой устойчивости и технологической модернизации сельского хозяйства, развитию приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
Программа направлена на обеспечение положительной динамики экономических показателей сельскохозяйственного производства Томской области.
Реализация Программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития сельскохозяйственного производства. Программа принимает во внимание приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации и Томской области, задачи, определенные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации и указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 и № 597, направлена на повышение конкурентоспособности отрасли на основе модернизации производства и рассматривается как один из инструментов стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей к расширению инвестиционной деятельности.
В целях реализации комплексного подхода к развитию сельских территорий региона и повышения эффективности проведения мероприятий Программы при ее разработке в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации учтены схемы территориального планирования Томской области и муниципальных районов, генеральные планы поселений и городских округов.
В результате реализации мероприятий Программы улучшится социальная обстановка на селе вследствие сохранения существующих и создания новых рабочих мест, произойдет рост налогооблагаемой базы.
Решение задачи Программы будет осуществляться за счет предоставления грантов сельскохозяйственным кооперативам на развитие материально-технической базы.
Мероприятия Программы разработаны с учетом схемы территориального планирования Томской области, утвержденной в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 08.07.2011 № 204а "Об утверждении Схемы территориального планирования Томской области".

Раздел 3. ОПИСАНИЕ МЕТОДИК РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
НЕПОСРЕДСТВЕННОГО РЕЗУЛЬТАТА (МЕРОПРИЯТИЙ ВЦП)

Наименование показателя
Ед. изм.
Положительная динамика (рост/снижение/стабильность)
Методика расчета показателя
Исходная информация для расчета показателя
Количество получателей субсидий
Ед.
стабильность
подсчет
ведомственная статистика

Раздел 4. ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ВЦП

Ответственный за реализацию ВЦП
Ю.Ю.Сальков - заместитель начальника Департамента - председатель комитета по развитию сельских территорий и агропродовольственного рынка
Порядок организации работы по реализации ВЦП
Организацию и координацию работ по реализации программы осуществляет Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области
Ответственный за текущий мониторинг ВЦП и составление форм годовой отчетности о реализации ВЦП (фамилия, имя, отчество, должность)
Е.П.Ламмерт - председатель комитета по экономике, финансам и инвестициям Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области
Сроки текущего мониторинга ВЦП
Ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным
Порядок осуществления текущего мониторинга ВЦП и формы отчетности по текущему мониторингу ВЦП
В соответствии с приказом Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области от 20 января 2012 г. № 10 "О порядке и сроках текущего мониторинга ведомственных целевых программ"

Раздел 5. ОЦЕНКА РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ВЦП

Описание рисков
Оценка возможного влияния рисков на реализацию ВЦП
Снижение уровня инвестиционной активности
Недостижение конечного результата
Возможные косвенные последствия реализации ВЦП, носящие отрицательный характер
Отсутствуют

Раздел 6. МЕРОПРИЯТИЯ ВЦП

NN
пп
Наименование мероприятия
Содержание мероприятия
Срок реализации мероприятия
Исполнитель мероприятия
Код классификации расходов бюджетов (раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов)
Расходы на мероприятие (тыс. руб.)
Показатели непосредственного результата (показатели реализации мероприятия)
с (месяц/год)
по (месяц/год)
2015 год
2016 год
2017 год
наименование показателя
Ед. изм
2015 год
2016 год
2017 год
1
Предоставление грантов сельскохозяйственным кооперативам
Предоставление грантов сельскохозяйственным кооперативам в соответствии с порядком, установленным Администрацией Томской области на развитие материально-технической базы
январь 2015
декабрь 2017
Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области
0405
0616300
810
12000
4000
4000
Показатель объема:
количество получателей субсидий
Ед.
1
1
1

Итого по ВЦП





12000
4000
4000







------------------------------------------------------------------