Решение Северского городского суда Томской области от 20.08.2015 по делу N 2-1104/2015 <О признании недействующим постановления Главы Администрации ЗАТО Северск от 30.04.2004 N 1530 "О нормативах потребления коммунальных услуг">



СЕВЕРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 августа 2015 г. по делу № 2-1104/2015

(извлечение)

Прокурор ЗАТО г. Северск обратился в суд с уточненным требованием о признании недействующим постановление Главы Администрации ЗАТО Северск от 30.04.2004 № 1530 "О нормативах потребления коммунальных услуг". В обоснование заявленных требований указал, что прокурорской проверкой в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что плата за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается потребителям ЗАТО Северск по нормативу, утвержденному постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 30.04.2004 № 1530 "О нормативах потребления коммунальных услуг", которым установлены нормативы потребления тепловой энергии на теплоснабжение. Данный правовой акт 30.04.2004 опубликован на официальном сайте Администрации ЗАТО Северск в сети Интернет. Прокурором установлено, что оспариваемое постановление принято без учета требований ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, п. 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Томской области в отопительный период, утвержденных приказом Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 30.11.2012 № 47, в связи с чем, оспариваемый правовой акт вступил в противоречие с требованиями действующего законодательства. Применение данного муниципального правового акта нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на экономически обоснованную оплату коммунальной услуги по отоплению по нормативу потребления, в этой связи прокурором 23.01.2015 принесен протест, который отклонен Администрацией ЗАТО Северск. Просил суд признать постановление Главы Администрации ЗАТО Северск от 30.04.2004 № 1530 "О нормативах потребления коммунальных услуг" недействующим.
В судебном заседании представитель процессуального истца К. поддержал требования прокурора ЗАТО г. Северск по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что оспариваемый правовой акт был опубликован в средствах массовой информации, в него вносились изменения, нормативный акт применялся с 2004 года, т.е. являлся действующим. Оспариваемое постановление противоречит Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, которым определяется порядок исчисления нормативов, определенных органами государственной власти, но не органами местного самоуправления, а также противоречит приказу Департамента ЖКХ № 47. Правила установления нормативов применяются на основании Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 306. Данные нормативы утверждены указанным приказом Департамента ЖКХ. В настоящее время утвержденные данным приказом нормативы не применяются, поскольку вступают в силу с 01.12.2015. Оспариваемое постановление противоречит приказу Департамента ЖКХ, как и постановлению Правительства РФ № 306. В соответствии с п. 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, поскольку нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Просил признать недействующим постановление Главы Администрации ЗАТО Северск от 30.04.2004 № 1530 "О нормативах потребления коммунальных услуг" с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель Администрации ЗАТО Северск Н., действующая на основании доверенности № 01/960 от 06.04.2015 сроком действия по 31.12.2015, в судебном заседании заявленное прокурором требование о признании правового акта противоречащим закону не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в котором просила отказать в удовлетворении требований прокурора. Оспариваемое постановление Главы Администрации ЗАТО Северск принято в пределах полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных действовавшим в момент его принятия законодательством, а именно, в соответствии со ст. 15 Закона РФ от 24.12.1992 № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", которое признано утратившим силу с момента вступления в силу с 01.03.2005 Жилищного кодекса РФ. В связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" с 13.08.2010 полномочиями по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг наделены органы государственной власти субъектов РФ. Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и государственного жилищного надзора Томской области от 30.11.2012 № 47 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг на территории Томской области, которые в соответствии с п.п. 2 п. 2 данного Приказа вводятся в действие с 01.07.2015. В настоящее время признание оспариваемого постановления недействующим приведет к нарушению прав граждан, поскольку в период со дня вступления в силу судебного акта до введения в действие Приказа Департамента будут отсутствовать нормативы для начисления платы за коммунальные услуги. Дополнительно пояснила, что не доказан факт официального опубликования постановления Главы Администрации от 30.04.2004, ввиду того, что отсутствует экземпляр газеты "Диалог" за 2004 год об опубликовании оспариваемого правового акта, в библиотеке и в редакции газеты "Диалог", данный экземпляр газеты "Диалог" за 2004 года не сохранился.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу.
В силу ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в п. 21 обращено внимание на то, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
В соответствии с п. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Аналогичную норму содержит ст. 33 Устава ЗАТО Северск Томской области (в редакции, действующей в период издания спорного правового акта), согласно которой правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы, обязанности и интересы жителей города, вступают в силу со дня официального опубликования.
Официальным источником опубликования информации в соответствии с утвержденным органом местного самоуправления ЗАТО Северск порядком предоставления информации о деятельности Администрации в средствах массовой информации является газета "Диалог", что не оспаривалось в настоящем судебном заседании сторонами.
Представленный представителем Администрации ЗАТО Северск выпуск еженедельника "Диалог" № 11 (810) от 17.03.2006 (л.д. 32), в котором опубликовано постановление Главы Администрации ЗАТО Северск № 484 от 13.03.2006 о признании утратившим силу пункта 1 постановления Главы Администрации ЗАТО Северск от 30.04.2004 № 1530 информирует об изменениях, внесенных в оспариваемое постановление, и не является подтверждением тому, что оспариваемое постановление было официально опубликовано в установленном порядке.
В настоящем судебном заседании не представлено доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что постановление Главы Администрации ЗАТО Северск от 30.04.2004 № 1530 "О нормативах потребления коммунальных услуг", являющееся по своей правовой природе нормативным правовым актом, в установленном порядке опубликовано в средствах массовой информации.
Факт размещения указанного правового акта от 30.04.2004 на официальном сайте Администрации ЗАТО Северск не может быть принят судом во внимание в качестве соблюдения порядка опубликования, поскольку доведение его до сведения населения в порядке, отличном от установленного органом местного самоуправления не свидетельствует об его официальном опубликовании.
Помимо того, в силу абзацев 3, 16 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием); Интернет является информационно-телекоммуникационной сетью.
Сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет является средством массовой информации только в случае его регистрации в качестве сетевого издания, в соответствии с настоящим Законом.
Доказательств того, что официальный сайт Администрации ЗАТО Северск зарегистрирован в установленном Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" порядке в качестве сетевого издания, то есть средства массовой информации, сторонами в дело не представлено.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что при применении постановления от 30.04.2004 № 1530 "О нормативах потребления коммунальных услуг" нарушены требования п. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 33 Устава ЗАТО Северск Томской области, в части применения правового акта, по своей сути являющегося нормативным, без его официального опубликования.
Нормативные правовые акты, не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применении санкций к гражданам, должностным лицам, организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
В судебном заседании установлено, и не оспаривалось сторонами, что постановление Главы Администрации ЗАТО Северск от 30.04.2004 № 1530 "О нормативах потребления коммунальных услуг" применялось с момента издания и применяется в настоящее время для начисления платы потребителям за предоставленные коммунальные услуги.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
На основании пункта 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ) предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию.
Пунктом 3 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее уполномоченные органы).
При определении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем (подпункт "д" пункт 4 Правил).
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного или жилого дома.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам (пункт 11 Правил).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ, пунктом 3 Правил, нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Томской области в отопительный период, утверждены приказом Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 30.11.2012 № 47.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Из чего следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по отмене муниципальных правовых актов не наделены.
Таким образом, применение постановления Главы Администрации ЗАТО Северск от 30.04.2004 № 1530 "О нормативах потребления коммунальных услуг" нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на экономически обоснованную оплату коммунальной услуги по отоплению по нормативу потребления, установленному в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно приказу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и государственного жилищного надзора Томской области от 30.11.2012 № 47 (в ред. Приказа от 17.06.2015 № 37) нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные в соответствии с п.п. 6 п. 1 настоящего приказа (по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории Томской области в отопительный период согласно приложению № 6 к настоящему приказу) вводятся в действие с 01.12.2015, органам местного самоуправления муниципальных образований Томской области рекомендовано признать утратившими силу с 01.2.2015 муниципальные правовые акты, которыми утверждены нормативы отопления, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения.
Согласно разъяснениям, содержащихся в п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48 если суд установит, что при издании оспариваемого правового акта нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований (полномочия органа на издание нормативных правовых актов и их пределы, форма (вид), в которой орган вправе принимать нормативные правовые акты, предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования) вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Поскольку в ходе судебного разбирательства нашло подтверждение нарушение требований законодательства в части нарушения органом местного самоуправления правил опубликования оспариваемого постановления Главы Администрации ЗАТО Северск от 30.04.2004 № 1530 "О нормативах потребления коммунальных услуг", обстоятельств, свидетельствующих об обратном в ходе судебного разбирательства не установлено, суд приходит к выводу, что имеются основания, влекущие признание данного нормативного правового акта недействующим.
Как разъяснено в п. 28 вышеназванного постановления Пленума ВС РФ если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Таким образом, с учетом вышеизложенных правовых норм, исследованных в судебном заседании доказательств, суд считает необходимым удовлетворить заявление прокурора ЗАТО Северск, признать недействующим постановление Главы Администрации ЗАТО Северск от 30.04.2004 № 1530 "О нормативах потребления коммунальных услуг" со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора ЗАТО г. Северск о признании постановления Главы Администрации ЗАТО Северск от 30.04.2004 № 1530 "О нормативах потребления коммунальных услуг" недействующим, удовлетворить.
Признать постановление постановления Главы Администрации ЗАТО Северск от 30.04.2004 № 1530 "О нормативах потребления коммунальных услуг" недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.


------------------------------------------------------------------