Апелляционное определение Томского областного суда от 02.10.2015 по делу N 33а-2917/2015 <Об отмене решения Томского районного суда Томской области от 06.07.2015 в части признания недействующим пункта 4 Положения "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район", утв. решением Думы Томского района от 26.02.2015 N 409>



ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 октября 2015 г. по делу № 33а-2917/2015

(извлечение)

Прокурор Томского района Томской области обратился в суд с заявлением о признании:
- п. 3 Решения Думы Томского района от 26.02.2015 № 409 "Об утверждении Положения "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район", п. 4, абз. 5 п. 8, абз. 3 и 4 п. 12, абз. 4 и 15 Положения "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район", утвержденного Решением Думы Томского района от 26.02.2015 № 409, противоречащими действующему законодательству и недействующими с момента вступления в силу решения суда;
- п. 3, 7, абз. 3 п. 8 Положения "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район", утвержденного Решением Думы Томского района от 26.02.2015 № 409, коррупциогенными факторами и возложении обязанности на Думу Томского района исключить коррупциогенные факторы из Положения "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район" (далее - Положение), утвержденного Решением Думы Томского района от 26.02.2015 № 409 (далее - Решение).
В обоснование требований указано, что оспариваемые Решение и Положение противоречат действующему законодательству.
Согласно п. 3 оспариваемого Решения, оно вступает в силу с 01.03.2015. Между тем указанное Решение было опубликовано в газете "/__/" только 20.03.2015, т.е. позже, чем определен момент вступления его в силу в самом акте, что противоречит положениям законодательства.
В земельном законодательстве определение понятия "нуждаемость в земельных участках" отсутствует. Исходя из буквального толкования норм права, полагал, что понятие "нуждаемость в получении садовых, огородных или дачных земельных участков" означает лишь потребность в получении таких участков, независимо от наличия у гражданина и членов его семьи права собственности либо права аренды на другие земельные участки.
Пункт 4 Положения, утвержденного решением Думы Томского района от 26.02.2015 № 409, в нарушение законодательства вводит критерий нуждаемости, согласно которому нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков признается гражданин, а также члены его семьи: супруг/супруга, несовершеннолетние дети, не имеющие на праве собственности или праве аренды других земельных участков для целей ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства.
Указано, что абз. 5 п. 8 Положения сужает круг лиц, имеющих преимущественное право получения садовых, огородных или дачных участков, определяя в нем лишь инвалидов и членов их семей, и таким образом ограничивает права иных категорий граждан, установленных законодательством и имеющих преимущественное право на получение участка. Указанное является коррупциогенным фактором и представляет собой выборочное изменение объема прав. Отсутствие в Положении указания на возможность определения "удостоверения установленного образца" создает юридико-лингвистическую неопределенность.
Абзацы 3 и 4 п. 12 Положения содержат основания к отказу в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район", а именно: представление документов, не подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, иные основания для отказа, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом Положением не определены конкретные документы, не подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в получении земельных участков; иные основания для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных участков законодательством Российской Федерации не определены.
Указано, что согласно абз. 4 п. 15 Положения, граждане исключаются из списка граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков в случае выявления иных сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для включения их в списки нуждающихся. При этом понятие "иных сведений" отсутствует. Указанное создает юридико-лингвистическую неопределенность и является коррупциогенным фактором.
Пункты 3, 7 и абз. 3 п. 8 Положения являются коррупциогенными факторами, поскольку создают юридико-лингвистическую неопределенность при определении граждан, имеющих право обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о получении садовых, огородных или дачных земельных участков. В связи, с чем на Думу Томского района должны быть возложены обязанности по исключению коррупциогенных факторов из Положения.
Помощник прокурора Томского района Томской области Старкова А.А. в судебном заседании требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям. Дополнительно пояснила, что содержащиеся в Положении нормы порождают неопределенность в определении круга лиц, которым может быть предоставлен земельный участок. Так, действующее законодательство содержит определение понятий "место жительства гражданина", "регистрация гражданина по месту жительства", "регистрация гражданина по месту пребывания". В то же время, определяя круг лиц, которые вправе обратиться за получением земельного участка, п. 3 Положения указывает на то, что с таким заявлением могут обратиться граждане, проживающие на территории муниципального образования, в пункте 7 - граждане, зарегистрированные на территории муниципального образования; пункт 8 предусматривает предоставление документа, удостоверяющего факт постоянного проживания на территории муниципального образования. Учитывая, что проживание граждан, также как и регистрация, могут быть как по месту жительства, так и по месту пребывания, считала, что указанные положения создают юридико-лингвистическую неопределенность, а кроме того, указанные положения противоречат положениям, содержащимся в Федеральном законе № 66-ФЗ.
Представители Думы Томского района В., М. в судебном заседании считали заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Обжалуемым решением суд заявление прокурора Томской области удовлетворил частично, признал п. 3 Решения Думы Томского района от 26.02.2015 № 409 "Об утверждении Положения "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район", п. 4, абз. 5 п. 8, абз. 3 и 4 п. 12, абз. 4 п. 15 Положения "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район", утвержденного Решением Думы Томского района от 26.02.2015 № 409, недействующими с момента вступления решения суда в силу. В удовлетворении требования о признании п. 3, 7, абз. 3 п. 8 Положения "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район", утвержденного Решением Думы Томского района от 26.02.2015 № 409, коррупциогенными факторами и возложении обязанности на Думу Томского района исключить коррупциогенные факторы из Положения "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район", утвержденного Решением Думы Томского района от 26.02.2015 № 409, - отказал.
В апелляционной жалобе представитель Думы Томского района В. просит данное решение отменить в части признания п. 4 Положения "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район", утвержденного решением Думы "Томского района" от 26.02.2015 № 409, недействующим с момента вступления в силу решения суда; в удовлетворении требования прокурора Томского района о признании недействующим п. 4 Положения отказать.
Указывает, что п. 3, 4 Положения установлено, кто имеет право на получение участка, и при каких обстоятельствах гражданин может быть зарегистрирован и поставлен на учет в качестве нуждающегося в садовых (дачных) участках.
Прокурором в его заявлении отмечалось, что вопрос установления критериев нуждаемости не относится к полномочиям органов местного самоуправления. Вместе с тем данное утверждение не подкрепляется соответствующей нормой права, которая бы не позволяла органам местного самоуправления такие критерии определять.
Отмечает, что основной нормой, регулирующей данные правоотношения, является ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Системное толкование положений ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что решение по отнесению обратившихся в орган местного самоуправления граждан к нуждающимся (или не нуждающимся) и внесение их в соответствующие списки определяет орган местного самоуправления.
Пункт 4 оспариваемого Положения относит к гражданам, нуждающимся в предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, тех граждан, у которых отсутствуют земельные участки для аналогичных целей. Данный пункт является основным при определении вопроса нуждаемости гражданина.
Исключение из оспариваемого Положения данного пункта будет означать обязанность администрации Томского района ставить на учет всех обратившихся граждан, невзирая на их обеспеченность, что и происходило в Томском районе до принятия соответствующего Положения.
Обращает внимание, что на практике распространены случаи, когда с заявлениями о постановке на учет обращаются граждане, являющиеся членами одной семьи (супруг/супруга, мать/отец), подавая сразу по 3 - 4 заявления. Отмена пункта 4 Положения приведет к обязанности администрации Томского района выделять по два и более садовых (дачных) участка на одну семью.
Указывает, что практически во всех регионах Российской Федерации на уровне органов местного самоуправления приняты нормативно-правовые акты, регулирующие порядок учета и регистрации заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков. Во всех случаях регулирования данных правоотношений нуждающимися признаются граждане, которые не имеют во владении (собственности) других земельных участков.
Пункт 4 Положения имеет цель предоставления земельного участка любому гражданину единожды для указанных целей, для исключения возможности многократного получения таких участков и использования для иных целей, например, перепродажи полученных участков.
Позиция прокуратуры о том, что один гражданин может неограниченное количество раз воспользоваться правом получения участка на практике ведет к злоупотреблению правом, спекуляциям участками, отсутствию у таких заявителей цели использования участков под садоводство, огородничество и дачное хозяйство, а также ограничивает права иных лиц, которые вследствие такого многократного предоставления участков и ограниченности земельного ресурса не могут воспользоваться своим правом ни разу.
Считает, что п. 4 Положения соответствует Федеральному закону № 66-ФЗ, а также сложившейся нормотворческой практике по регионам Российской Федерации, а также судебной практике, включая высшие судебные инстанции.
В возражениях относительно апелляционной жалобы и.о. прокурора Томского района Васильев А.В. просит оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (далее - КАС РФ) не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Оценив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела Думой Томского района Томской области 26.02.2015 было принято решение № 409 "Об утверждении Положения "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район", которым было утверждено Положение "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район" и установлено, что они являются нормативными правовыми актами, подлежащими обжалованию в порядке гл. 24 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Аналогичные положения содержатся в ст. 51 Устава муниципального образования "Томский район".
Согласно п. 3 Решения Думы Томского района от 26.02.2015 № 409 последнее вступает в силу с 01.03.2015.
Поскольку указанное Решение Думы об утверждении Положения "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район" опубликовано в газете "/__/" № 21 (10184) от 20.03.2015, установленный в п. 3 Решения срок вступления в силу муниципального правового акта - 01.03.2015 противоречит положениям действующего законодательства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлениях от 25.04.1995 № 3-П, от 15.07.1999 № 11-П, от 11.11.2003 № 16-П и от 21.01.2010 № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Проанализировав в судебном решении содержание абз. 5 п. 8, устанавливающего закрытый перечень документов, предоставляемый лицами, претендующими на преимущественное право получения садовых, огородных или дачных участков, фактически ограничивающего указанный круг лиц лишь инвалидами и членами его семьи, не учитывая, что в этот круг входят граждане, перечисленные в пп. "г" п. 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", частью 3 ст. 7 Закона Томской области от 04.10.2002 № 74-ОЗ "О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области", в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13, пункт 8 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ст. 14, 15, 16, 17, 18 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах"; абз. 3 и 4 п. 12 и абз. 4 п. 15 Положения "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район", утвержденного Решением Думы Томского района от 26.02.2015 № 409, суд обоснованно пришел к выводу о признании их противоречащими действующему законодательству в связи с наличием в них выборочного изменения объема прав, а также юридико-лингвистической неопределенностей.
Также, учитывая, что требований о признании недействующими п. 3, п. 7 и абз. 3 п. 8 Положения прокурором Томского района Томской области не заявлялось, суд обоснованно со ссылкой на п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 отказал в удовлетворении требований о признании п. 3, п. 7, абз. 3 п. 8 Положения коррупциогенными факторами и обязании Думы Томского района исключить коррупциогенные факторы из Положения.
Вместе с тем основания для признания недействующим пункта 4 Положения "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район", утвержденного Решением Думы Томского района от 26.02.2015 № 409, у суда первой инстанции отсутствовали.
В ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федерального закона № 66-ФЗ) указано, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан (ч. 1). Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений (ч. 2).
Согласно ст. 14 Федерального закона № 66-ФЗ предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч. 1).

Земельным кодексом РФ устанавливается различный порядок для предоставления гражданам, являющимся членами некоммерческих объединений, созданных гражданами, для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (п. 11 ч. 1 ст. 39.10 ЗК РФ), или таковыми не являющимися (ч. 4, 5, 7 ст. 39.18 ЗК РФ).
Так, в силу ч. 1, 2 ст. 39.3 ЗК РФ в первом случае продажа земельных участков осуществляется без проведения торгов, во втором - на торгах в форме аукциона. Тоже о предоставлении земельных участков в аренду, в силу п. 7 ч. 2, ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ - в первом случае без торгов, во втором - на торгах в форме аукциона.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более пять лет.
Кроме того, в качестве особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, гражданам для ведения садоводства, дачного хозяйства, в ст. 39.18 ЗК РФ указано, что с заявлением о намерении участвовать в аукционе, могут обратиться граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок (ч. 4 ст. 39.18 ЗК РФ). Таким образом, для таких граждан не требуется признание их насаждающими в земельных участках, в отличие от граждан, имеющих намерение приобрести земельный участок в порядке, предусмотренном для членов некоммерческих объединений, в отношении которых указано, что для включение в список в силу ст. 13 Федерального закона № 66-ФЗ одной заинтересованности в предоставлении земельного участка недостаточно, они должны быть нуждающимися в таких земельных участках.
Таким образом, регистрация и учет, заявлений граждан, нуждающихся в земельных участках, в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 66-ФЗ, является частью процедуры предоставления земельных участков на льготных условиях.
В обоих случаях, как гражданам, являющимся членами некоммерческих объединений, так и таковыми не являющимися, предоставление земельных участков, являющихся собственностью муниципального района, относится к полномочиям соответствующего органа местного самоуправления данного муниципального образования.
Полномочия в области земельных отношений по управлению и распоряжению земельных участков между органами государственной власти и местного самоуправления разграничены ст. 9, 10, 11 ЗК РФ.
Так, в ч. 2 ст. 9 ЗК РФ указано, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), в ч. 2 ст. 10 ЗК РФ - субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления, в ч. 2 ст. 11 ЗК РФ - органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12 Конституции РФ) обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ). Для этого местному самоуправлению гарантируется финансовая самостоятельность, поскольку органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ указано, что к вопросам местного значения муниципального района, в том числе относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (ч. 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4).
Земельным кодексом РФ, иными законами не установлено обязанность органа местного самоуправления предоставлять земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства всем желающим неоднократно в льготном порядке, без каких-либо условий. Напротив, из буквального толкования ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 66-ФЗ в таком порядке к таким гражданам используется понятие нуждающийся, претендовать на предоставление земельного участка для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства может лишь тот гражданин, который пройдет соответствующую процедуру регистрации и учета.
Право на предоставление земельного участка по каждому обращению гражданина также не гарантируется гражданам, которым предоставлено преимущественное право получения земельных участков.
Так, в пп. "г" п. 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" для многодетных семей предусмотрено право на первоочередное выделение садово-огородных участков, в п. 8 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указанным данным законом категориям граждан гарантируется право на внеочередное вступление в садоводческие товарищества (кооперативы), в ст. 14, 15, 16, 17, 18 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" указанным в нем категориям граждан гарантируется преимущество при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.
Таким образом, ссылаясь на противоречие п. 4 Положения суд нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции такие акты в своем решении не привел.
В действующей с 1 марта 2015 года редакции ЗК РФ ст. 39.2 закрепляется, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9 - 11 ЗК РФ, а ст. 14 Федерального закона № 66-ФЗ с это периода времени установлен приоритет действия норм ЗК РФ в части регламентации вопросов предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, с ориентиром на некоторые особенности, предусмотренные данной статьей.
С учетом приведенных доводов судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции неверно истолковал значение термина "обязанность", используемого в ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 66-ФЗ, как обязанность по каждому обращению гражданина предоставлять земельный участок, поскольку его содержанием является указание на отнесение к органам местного самоуправления вопросов предоставления земельных участков гражданам, являющимся членами некоммерческой объединений.
Поскольку регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, в силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 66-ФЗ необходимы для очередности предоставления данных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственностью, регулирование данных вопросов осуществляется в соответствии со ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ, как являющегося вопросом местного значения, связанного с управлением и распоряжением муниципальной собственности, при разрешении которых орган местного самоуправления обладает самостоятельностью, которая ограничивается лишь требованием соблюдения императивных запретов, установленных нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу (ч. 1 ст. 7).
Таким образом, обладая полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, с одной стороны, в отсутствие обязанности обеспечения земельными участками по каждому обращению гражданина, место жительства которого находится в Томском районе, а с другой стороны, неся обязанности действовать в интересах населения данного муниципального образования и обеспечивать земельными участками в льготном порядке нуждающихся в них граждан, орган местного самоуправления вправе установить критерии нуждающихся в земельных участках граждан. Кроме того заслуживает внимания довод апелляционной жалобы о том, что в условиях ограниченности земельного ресурса обеспечение в льготном порядке не имеющих земельные участки граждан для использования в указанных целях наиболее соответствует принципу справедливости и равного доступа к получению земельных участков, предусмотренному ч. 2 ст. 15 ЗК РФ, чем вывод суда, по сути сводящийся не к обеспечению, хотя бы одним земельным участком максимального числа проживающих на территории муниципального образования, а к обеспечению земельным участком по каждому обращению заинтересованного в нем лица.
При таких обстоятельствах решение суда не в полной мере соответствует закону и в указанной части подлежит отмене.
Руководствуясь ч. 2 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Томского районного суда Томской области от 6 июля 2015 года в части признания пункта 4 Положения "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район", утвержденного Решением Думы Томского района от 26.02.2015 № 409, недействующими с момента вступления решения суда в силу отменить.
Принять по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требования прокурора Томского района Томской области о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента вступления в силу решения суда пункта 4 Положения "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район", утвержденного Решением Думы Томского района от 26.02.2015 № 409, - отказать.
Решение Томского районного суда Томской области от 6 июля 2015 года в остальной части оставить без изменения.


------------------------------------------------------------------