Решение Думы Колпашевского района от 22.06.2015 N 61 "Об утверждении Положения о Стратегии социально-экономического развития Колпашевского района"



ДУМА КОЛПАШЕВСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 22 июня 2015 г. № 61

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СТРАТЕГИИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОЛПАШЕВСКОГО РАЙОНА

В целях формирования и реализации Стратегии социально-экономического развития Колпашевского района, в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", с учетом положений Закона Томской области от 12.03.2015 № 24-ОЗ "О стратегическом планировании в Томской области", Уставом Колпашевского района Дума Колпашевского района решила:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Стратегии социально-экономического развития Колпашевского района.
2. Опубликовать настоящее решение в Ведомостях органов местного самоуправления Колпашевского и разместить на официальном Интернет-сайте муниципального образования "Колпашевский район".
3. Настоящее решение вступает в силу с момента опубликования в Ведомостях органов местного самоуправления Колпашевского района и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 июня 2015 года.

Глава района
А.Ф.МЕДНЫХ

Председатель Думы района
З.В.БЫЛИНА





Приложение
к решению
Думы Колпашевского района
от 22.06.2015 № 61

ПОЛОЖЕНИЕ
О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ КОЛПАШЕВСКОГО РАЙОНА

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Положение о Стратегии социально-экономического развития Колпашевского района (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", с учетом положений Закона Томской области от 12.03.2015 № 24-ОЗ "О стратегическом планировании в Томской области", Уставом Колпашевского района.
2. Настоящее Положение определяет методологию формирования Стратегии социально-экономического развития Колпашевского района, ее разработки и утверждения, внесения в нее изменений и осуществления мониторинга и контроля ее реализации.
3. Стратегия социально-экономического развития Колпашевского района (далее - Стратегия) - документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования "Колпашевский район" на долгосрочный период.
4. Стратегия формируется:
- с учетом прогноза и анализа социально-экономического развития муниципального образования "Колпашевский район";
- в рамках реализации вопросов местного значения муниципального района в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- во взаимосвязи с основными направлениями социально-экономического развития Томской области и муниципальных образований Колпашевского района;
- с учетом доходов местного бюджета.
5. При разработке Стратегии необходимо учитывать результаты реализации стратегических и программных документов Колпашевского района, действующих в периоде, предшествующем разработке Стратегии.
6. Стратегия содержит:
1) оценку достигнутых целей и задач социально-экономического развития Колпашевского района и текущего уровня конкурентоспособности Колпашевского района;
2) стратегическую цель, цели и задачи социально-экономического развития Колпашевского района;
3) ожидаемые результаты реализации Стратегии;
4) сценарии социально-экономического развития Колпашевского района;
5) сроки и этапы реализации Стратегии;
6) оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии;
7) информацию о муниципальных программах Колпашевского района, утверждаемых в целях реализации Стратегии;
8) систему управления и мониторинга реализации Стратегии;
9) иные положения, определяемые правовым актом о принятии решения о разработке Стратегии.
6.1. Оценка достигнутых целей и задач социально-экономического развития Колпашевского района и текущего уровня конкурентоспособности Колпашевского района: приводится оценка результатов достижения показателей социально-экономического развития Колпашевского района, установленных в документах стратегического планирования социально-экономического развития (Стратегии, Комплексной программы социально-экономического развития Колпашевского района и др.), действующих в период, предшествующий разработке Стратегии. Информация, содержащаяся в данном разделе, должна содержать представление о Колпашевском районе и его природном, производственном и трудовом потенциале, ключевых социально-экономических проблемах и конкурентных преимуществах.
В целях формирования данного раздела выполняется комплексный анализ стартовых условий и исходных предпосылок социально-экономического развития Колпашевского района (не менее 3-х лет). Делаются выводы о причинах, ограничениях и факторах, повлиявших на сложившиеся значения показателей, с учетом сравнительной оценки с социально-экономическим положением других районов Томской области.
Комплексный анализ социально-экономического развития Колпашевского района включает оценку:
- природно-ресурсного потенциала: описание разведанных запасов минерально-сырьевых ресурсов, обеспеченность лесными, водными, рекреационными и иными природными ресурсами;
- инвестиционной привлекательности: характеристика производственного потенциала района (уровень и темпы развития промышленного производства, уровень развития малого и среднего предпринимательства, обеспеченность района транспортной, энергетической и инженерной инфраструктурой); характеристики социального потенциала района; характеристики природно-географического потенциала района и его географическое положение;
- производственно-экономического потенциала: анализ структуры экономики (производство в разрезе основных видов, сфера обслуживания и общественное питание, строительство, торговля, транспорт, связь и т.д.), выявление ключевых проблем развития основных отраслевых комплексов, занимающих ведущие позиции в экономике района;
- транспортно-инфраструктурного потенциала: анализ современного состояния различных видов инфраструктуры - транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной, в результате которого выявляются ключевые проблемы развития каждого вида инфраструктуры, оценивается потенциал развития;
- развития малого и среднего предпринимательства: объектом анализа являются малые и средние предприятия, микропредприятия и индивидуальные предприниматели. Масштабы развития малого и среднего предпринимательства определяются на основе оценки количества малых и средних предприятий, численности занятых, оборота, инвестиций в основной капитал и других показателей. Проводится оценка эффективности функционирования существующей инфраструктуры поддержки предпринимательства.
В рамках проведения комплексного анализа проводится анализ по следующим направлениям:
- демографическая ситуация;
- рынок труда и занятость;
- доходы и уровень жизни населения;
- жилье, жилищное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство;
- социальная сфера (здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт, молодежная политика и туризм);
- бюджет и межбюджетные отношения;
- использование муниципального имущества;
- общественная и экологическая безопасность;
- другое.
В результате проведенного комплексного анализа формируется характеристика муниципального образования, которая включает информацию о его географическом положении, численности населения, площади территории, запасах полезных ископаемых, а также об основных видах экономической деятельности, отраслях специализации и объемах производства отдельных видов продукции, что позволяет оценить роль и вклад муниципального образования в экономику Томской области.
Проведенный анализ является основой для формирования анализа сильных и слабых сторон, потенциальных возможностей и угроз развития (SWOT-анализ) Колпашевского района.
Выявляются основные проблемы развития Колпашевского района, а также конкурентные преимущества относительно других районов Томской области, а возможно, и районов соседних областей, которые должны быть учтены при постановке целей и задач Стратегии и на которые должны быть направлены основные мероприятия.
Результаты анализа оформляются в виде вспомогательных материалов для разработки Стратегии. В сводный итоговый документ Стратегии включаются основные выводы из проведенного анализа, результаты SWOT-анализа и проблемы развития Колпашевского района, которые будут увязаны с целями и задачами.
6.2. Стратегическая цель, цели и задачи социально-экономического развития Колпашевского района: цели и задачи могут быть ориентированы на кратко-, средне- и долгосрочный период времени. Если цели и задачи формулируются не на весь период действия Стратегии, необходимо указать этапы реализации задач и целей.
В рамках стратегической цели определяется 3 - 5 целей более низкого уровня. Цели должны быть сформулированы в рамках полномочий муниципального образования "Колпашевский район", достижение цели должно быть проверяемым, в том числе с помощью количественных индикаторов. Реализация цели должна быть обеспечена объективными ресурсами.
Цели социально-экономического развития Колпашевского района должны быть согласованы и синхронизированы с системой целей развития Томской области.
6.3. Ожидаемые результаты реализации Стратегии формируются для каждой из установленных стратегической цели, целей и задач. Показатели стратегической цели, целей и задач должны согласовываться с:
- показателями, используемыми для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, установленными в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607;
- показателями, установленными указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
- показателями, установленными в Стратегии социально-экономического развития Томской области, в том числе планируемыми в ней целевыми показателями социально-экономического развития муниципальных образований;
- показателями, включенными в среднесрочный прогноз социально-экономического развития Колпашевского района;
- показателями государственных программ Томской области и муниципальных программ.
6.4. Сценарии социально-экономического развития Колпашевского района: приводится описание наиболее вероятных сценариев долгосрочного развития муниципального образования с учетом определенных в Стратегии социально-экономического развития Томской области.
При разработке сценариев социально-экономического развития Колпашевского района выявляются наиболее существенные факторы, влияющие на состояние каждого из направлений социально-экономического развития Колпашевского района, определяются тенденции их изменения с использованием различных методов прогнозирования.
Внутренние факторы формируются на основе результатов анализа развития демографических и социально-экономических процессов в Колпашевском районе, природно-ресурсного, производственного, научно-инновационного потенциалов, а также разработанных в Колпашевском районе и в Томской области документов прогнозного характера.
Под внешними факторами понимаются общие тренды развития экономики Томской области и в целом Российской Федерации.
Обосновывается выбор базового (целевого) сценария социально-экономического развития и приводятся основные результаты долгосрочного прогноза.
6.5. Сроки и этапы реализации Стратегии: указывается срок реализации Стратегии. Если цели и задачи формулируются не на весь период действия Стратегии, необходимо указать этапы реализации задач и целей.
6.6. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии: информация о предполагаемых объемах и источниках финансирования.
В расчет потребности в финансовых ресурсах, необходимых для реализации Стратегии, следует включать бюджетные (за счет средств бюджета муниципального образования "Колпашевский район" и бюджетов поселений, областного и федерального бюджетов) и внебюджетные источники.
Оценка бюджетных источников производится исходя из прогноза доходной части местного бюджета с учетом параметров, закрепленных в основных направлениях налоговой и бюджетной политики Томской области.
Привлечение средств областного и федерального бюджета для реализации Стратегии осуществляется в рамках реализации муниципальных программ в соответствии с бюджетным законодательством РФ и действующими порядками финансирования государственных программ Российской Федерации и Томской области.
Оценка внебюджетных средств осуществляется исходя из предполагаемых к реализации инвестиционных проектов и объема инвестиций в основной капитал частных организаций.
При оценке финансовых ресурсов следует использовать индекс потребительских цен по Томской области, рассчитанный Департаментом экономики Администрации Томской области.
6.7. Информация о муниципальных программах Колпашевского района, утверждаемых в целях реализации Стратегии: приводится информация о муниципальных программах, разрабатываемых в соответствии с целями, задачами социально-экономического развития Колпашевского района.
6.8. Система управления и мониторинга реализации Стратегии: предполагает организацию управления Стратегией (составление плана реализации Стратегии с определением исполнителей мероприятий и сроков реализации мероприятий, ведение отчетности, мониторинга и оценки реализации Стратегии, организация контроля реализации Стратегии).
7. Содержание Стратегии может быть дополнено по решению рабочей группы по разработке, корректировке и актуализации Стратегии социально-экономического развития Колпашевского района.

II. РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ СТРАТЕГИИ

8. Стратегия разрабатывается на долгосрочный период продолжительностью более 6 календарных лет, но не превышающий период долгосрочного прогноза социально-экономического развития Колпашевского района (разрабатываемого в целях формирования бюджетного прогноза в соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ), с учетом срока реализации Стратегии Томской области.
9. Глава Колпашевского района принимает решение о разработке Стратегии, календарный план работы над Стратегией, а также о назначении структурного подразделения, ответственного за формирование сводного итогового документа, а также ответственных за проведение комплексного анализа в соответствии с пунктом 6.1 Положения.
10. Формирование проекта Стратегии осуществляется рабочей группой по разработке, корректировке и актуализации Стратегии социально-экономического развития Колпашевского района (далее - рабочая группа) с участием коллегиальных органов (комиссий, советов и т.д.), созданных органами местного самоуправления муниципального образования "Колпашевский район", в компетенцию которых входит разработка предложений в Стратегию, а также с участием представителей бизнеса, научной, социальной сферы и общественности.
11. Состав рабочей группы и порядок ее работы утверждает Глава Колпашевского района.
12. В состав рабочей группы входят работники Администрации Колпашевского района, органов Администрации Колпашевского района, а также по согласованию депутаты Думы Колпашевского района, представители органов местного самоуправления поселений Колпашевского района.
13. Рабочая группа своим решением назначает ответственных исполнителей по соответствующим направлениям деятельности (сферам) за формирование разделов Стратегии.
14. Сформированный структурным подразделением Администрации Колпашевского района, ответственным за формирование сводного итогового документа, проект Стратегии направляется в Координационный совет, созданный Главой Колпашевского района, в компетенцию которого входит рассмотрение и согласование основных направлений развития экономики, внесение предложений в стратегические ориентиры развития муниципального образования "Колпашевский район".
15. Координационный совет рассматривает, вносит предложения и согласовывает проект Стратегии.
16. В случае необходимости согласованный Координационным советом проект Стратегии направляется Главой Колпашевского района для согласования в уполномоченный орган Администрации Томской области.
17. В случае несогласования проекта Стратегии уполномоченным органом Администрации Томской области проект Стратегии подлежит доработке и после внесения в него необходимых изменений повторно направляется для согласования в уполномоченный орган Администрации Томской области.
18. Согласованный с Координационным Советом и уполномоченным органом Администрации Томской области проект Стратегии выносится на публичные слушания. Публичные слушания по проекту Стратегии проводятся в порядке, определенном действующими нормативными правовыми актами муниципального образования "Колпашевский район".
19. После рассмотрения на публичных слушаниях проект Стратегии направляется в Думу Колпашевского района для рассмотрения и утверждения.
20. Утвержденная Стратегия подлежит опубликованию в Ведомостях органов местного самоуправления Колпашевского района и на официальном Интернет-сайте муниципального образования "Колпашевский район".

III. КОРРЕКТИРОВКА И АКТУАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ

21. Корректировка Стратегии осуществляется в случае необходимости при изменении внешних и внутренних факторов, оказывающих существенное влияние на социально-экономическое развитие Колпашевского района.
22. Актуализация Стратегии осуществляется не реже одного раза в 6 лет.
23. Разработка проекта изменений в Стратегию осуществляется в порядке, определенном в пунктах 9 - 15 настоящего Положения.
24. Согласованный с Координационным советом проект изменений в Стратегию направляется в Думу Колпашевского района для рассмотрения и утверждения.
25. Откорректированная или актуализированная Стратегия подлежит опубликованию в Ведомостях органов местного самоуправления Колпашевского района.

IV. РЕАЛИЗАЦИЯ, МОНИТОРИНГ И КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

26. Механизмом реализации Стратегии является План мероприятий по реализации Стратегии (далее - План мероприятий), который включает комплекс мероприятий и перечень муниципальных программ, обеспечивающих достижение на каждом этапе реализации Стратегии долгосрочных целей социально-экономического развития Колпашевского района, указанных в Стратегии.
27. Общее руководство и контроль реализации Стратегии осуществляет Глава Колпашевского района.
28. Мониторинг проводится по мероприятиям и контрольным индикаторам (социально-экономическим показателям), включенным в План мероприятий.
29. Требования к содержанию, порядку разработки, корректировки, рассмотрения и утверждения Плана мероприятий, порядку осуществления мониторинга и контроля его реализации устанавливаются постановлением Администрации Колпашевского района.


------------------------------------------------------------------