Решение Советского районного суда г. Томска от 03.08.2015 по делу N 2-1818/2015~М-1558/2015 <О признании недействующим постановления администрации Города Томска от 05.09.2014 N 890 "Об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка по адресу: Томская обл., г. Томск, ул. Нахимова, 2а для прохода и проезда неопределенного круга лиц">



СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ТОМСКА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2015 г. по делу № 2-1818/2015~М-1558/2015

(извлечение)

ООО ... обратилось в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта - постановления администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № "Об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка по адресу <адрес> для прохода и проезда неопределенного круга лиц". В обоснование заявления указано, что в соответствии с п. 1 оспариваемого постановления на часть земельного участка площадью ... кв. м, в составе земельного участка по адресу <адрес> с кадастровым номером N, площадью ... кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства административно-выставочного комплекса, был установлен публичный сервитут в указанных целях. Указанный земельный участок постановлением мэра г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен ООО ... в аренду для строительства административно-выставочного комплекса. ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанного земельного участка было выдан ГПЗУ. ДД.ММ.ГГГГ ООО ... было получено разрешение на строительство на "подготовительный этап строительства". ДД.ММ.ГГГГ в разрешение на строительство были внесены изменения, разрешение выдано на строительство административно-выставочного комплекса. Срок действия разрешения на строительство продлен до ДД.ММ.ГГГГ. Оспариваемое постановление администрации г. Томска нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует осуществлению строительства административно-выставочного комплекса, препятствует использованию земельного участка в целях, для который последний был предоставлен. Оспариваемое постановление противоречит ст. 23 ЗК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя Севергина Я.В. заявление поддержала.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Томска Виденко М.А. возражала против удовлетворения заявления, представила письменный отзыв, доводы которого поддержала в судебном заседании. Считала, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят администрацией г. Томска в пределах предоставленной компетенции и в установленной форме, подписан уполномоченным лицом. Оспариваемый нормативно-правовой акт принят с соблюдением установленной процедуры после проведения публичных слушаний, не противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ ... Живоглядова Е.А. в судебном заседании полагала, что ФГБУ ... не является заинтересованным лицом по настоящему делу. Считала, что публичный сервитут установлен не правильно, не рационально, с нарушением действующего законодательства.
Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Томской области, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направил. В соответствии с ч. 2 ст. 252 ГПК РФ суд определил рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителей заявителя, заинтересованных лиц, заключение помощника прокурора г. Томска Семитко С.Е., полагавшей необходимым удовлетворить заявление ООО ..., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган и должностное лицо, принявшее оспариваемый акт.
Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (ч. 1 ст. 251 ГПК РФ).
В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно содержать данные, перечисленные в частях 5 и 6 статьи 251 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.
В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
В п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" указано, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Согласно п. 24 Постановления Пленума в случае, если суд установит, что порядок принятия оспариваемого акта соблюден, он должен проверить соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом в соответствии с п. 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС от 01.07.1996 № 6/8 суд может признать оспариваемый нормативный акт недействительным при наличии двух условий, если он не соответствует закону и одновременно с этим нарушает гражданские права и охраняемые интересы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п. 9 ст. 23 ЗК РФ)
В соответствии с п. 1.36 ст. 40 Устава города Томска осуществление полномочий в области земельных отношений, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления действующим законодательством, находится в компетенции администрации города Томска.
В соответствии с п. 4 ст. 50 Устава города Томска по вопросам местного значения, а также по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий Мэр города Томска издает постановление администрации города Томска..
В судебном заседании установлено, что постановлением Мэра города Томска от ДД.ММ.ГГГГ № по ходатайству ООО ... утвержден акт выбора земельного участка для строительства административно-выставочного комплекса по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, образован земельный участок площадью ... кв. м по <адрес> под строительство административно-выставочного комплекса и утвержден проект его границ. Предварительно согласовано ООО ... место размещения административно-выставочного комплекса (т. 1 л.д. 10 - 13).
Постановлением Мэра города Томска от ДД.ММ.ГГГГ № ООО ... предоставлено в аренду сроком на ... земельный участок по адресу <адрес> (кадастровый номер N) площадь. ... кв. м для строительства административно-выставочного комплекса, в границах согласно кадастровому паспорту земельного участка. На основании указанного постановления мэра города Томска ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием город Томск и ООО ... заключен договор аренды земельного участка (т. 1 л.д. 14 - 24).
В дальнейшем дополнительными соглашениями к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора аренды продлевался. По дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора аренды продлен до ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 25 - 29).
ДД.ММ.ГГГГ по обращению ООО ... утвержден градостроительный план земельного участка кадастровый номер № (т. 1 л.д. 37 - 45).
ДД.ММ.ГГГГ ООО ... выдано разрешение на строительство здания - административно-выставочный комплекс по адресу <адрес> со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время срок разрешения продлен до ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 47).
ДД.ММ.ГГГГ после проведения публичных слушаний мэром города Томска было вынесено оспариваемое постановление № об установлении публичного сервитута для прохода и проезда неопределенного круга лиц на часть площадью ... кв. м (кадастровый номер части N) в составе земельного участка категория которого: земли населенных пунктов, разрешенное использование которого определено градостроительным регламентом территориальной зоны общественно-жилого назначения (ОЖ) (вид разрешенного использования, учтенный в государственном кадастре недвижимости: для строительства административно-выставочного комплекса), адрес которого: <адрес>, кадастровый номер N, площадью ... кв. м, принадлежащего на праве аренды ООО .... Сервитут установлен безвозмездно и бессрочно.
Правообладателю земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер № постановлено:
ликвидировать существующие ограждения, препятствующие проходу и проезду по части земельного участка, указанной в пункте 1 настоящего постановления (кадастровый номер части земельного участка N);
не препятствовать проходу и проезду по части земельного участка, указанной в пункте 1 настоящего постановления (кадастровый номер части земельного участка N) (т. 1 л.д. 209).
ДД.ММ.ГГГГ проведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав (сервитута) на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, кадастровый номер N, о чем ООО ... уведомлен ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 224).
В соответствии с п. 5 ст. 23 ЗК РФ осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (п. 8 ст. 23 ЗК РФ).
В рамках рассмотрения настоящего дела по ходатайству представителя администрации города Томска была назначена судебная комплексная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено АНО ...
Согласно заключению экспертов № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 129 - 158):
1. для проезда и прохода к жилому дому по <адрес>
необходимо установление публичного сервитута (в первую очередь для обеспечения пожарной безопасности для подъезда пожарных машин).
2. установленный постановлением администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № публичный сервитут для проезда и прохода проходит в "пятне" застройки строящегося здания по <адрес> (проходит через здание, на которое имеется разрешение на строительство), что делает невозможным его дальнейшее строительство и использование. Установленный постановлением администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № публичный сервитут для проезда и прохода не допускает дальнейшее использование земельного участка по адресу: <адрес> для строительства административно-выставочного комплекса.
3. Целевое назначение земельного участка по <адрес> (вид разрешенного использования) - для строительства административно-выставочного комплекса. Если установленный постановлением администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № публичный сервитут для проезда и прохода проходит в "пятне" застройки строящегося здания по <адрес> (проходит через здание, на которое имеется разрешение на строительство), что делает невозможным его дальнейшее строительство и использование, то соответственно и земельный участок по <адрес> при установлении публичного сервитута на основании постановления администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № потеряет свое целевое назначение.
4. Вариант проезда к жилому дому по <адрес>, зафиксированный в постановлении администрации г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ и приложениях к нему не обеспечивает выполнение требований нормативных документов по пожарной безопасности, предъявляемых для проезда к зданиям и сооружениям. Указанный вариант предполагает проезд и подъезд к жилому дому по <адрес> только с восточного торца жилого дома, примыкающего к земельному участку N. Подъезд к северной продольной стороне жилого дома невозможен по причине того, что двор, по сути, является тупиковым. Сквозной проезд через двор жилого дома невозможен, так как: во-первых, через двор жилого дома и в проезде между зданием по <адрес> и трансформаторной подстанцией на высоте ... м протянуты кабели, препятствующие проезду пожарных автомобилей; во-вторых, радиусы поворотов не обеспечивают проезд пожарных автомобилей; в-третьих, не установлены публичные сервитуты в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N. Согласно п. 8.13 СП 4.13130.2013 тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15 метров. Размеры двора не позволяют устроить площадку данных размеров. Таким образом, при установке сервитута невозможно обеспечить соответствие всем действующим санитарным, градостроительным, противопожарным правилам и нормам, а также правилам безопасности дорожного движения.
Экспертами предлагается вариант установки сервитута, наиболее подходящий в данной ситуации, максимально удовлетворяющий перечисленным требованиям (и удовлетворяющий в первую очередь правилам пожарной безопасности). Вариантом обеспечения проезда и подъезда к жилому дому по <адрес>, удовлетворяющий требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, может служить вариант на прилагаемой схеме. Здесь подъезд осуществляется с ул. ... к южной продольной стороне жилого дома на расстоянии ... метров от стены дома с устройством разворотной площадки 15x15 метров, для чего необходимо установить публичный сервитут в отношении земельного участка кадастровым номером № согласно прилагаемой схеме. Для проезда во двор для осуществления подвоза к подъездам габаритных тяжелых предметов, подъезда скорой помощи и осуществлению передвижения маломобильных групп населения) применить существующий публичный сервитут в отношении участка с кадастровым номером N. При этом, необходимо полностью разобрать забор в западном торце двора из трех сборных панелей и убрать грунт в проезде на глубину ... м (для обеспечения въезда во двор без значительного уклона). В этом варианте не потребуется установки сервитута (проезда и прохода) по участкам с кадастровыми номерами № и N.
Оснований сомневаться в выводах, содержащихся в экспертном заключении АНО ... у суда не имеется.
Заключение судебной экспертизы в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключение в соответствии со ст. 307 УК РФ, заключение содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы обоснованны. В обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении эксперта материалов, выводы основываются на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, его образовании, стаже работы.
Выводы судебного эксперта лица, участвующие в деле не оспаривали.
При таких обстоятельствах суд полагает, что заключение судебной экспертизы отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, основания сомневаться в его правильности отсутствуют. Кроме того, следует отметить, что данное заключение эксперта не противоречит совокупности имеющихся в материалах дела доказательств.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление администрации города Томска противоречит федеральному законодательству, в частности, п. 5 ст. 23 ЗК РФ. Кроме того, установленный оспариваемым постановлением администрации города Томска публичный сервитут не обеспечивает проход и проезд к жилому дому по <адрес>, а также не соответствует всем действующим санитарным, градостроительным, противопожарным правилам и нормам, а также правилам безопасности дорожного движения.
Кроме того, установленный публичный сервитут на земельном участке по адресу <адрес> кадастровый номер № нарушает права заявителя, который имеет на праве аренды указанный земельный участок и действующее разрешение на строительство административно-выставочного комплекса на указанном земельном участке, поскольку установленный публичный сервитут проходит через строящееся здание. Кроме того, суд отмечает, что ДД.ММ.ГГГГ за ООО ... зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства, площадь застройки ... кв. м, степень готовности ...% (т. 1 л.д. 48).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление администрации города Томска № от ДД.ММ.ГГГГ противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежит признанию недействующим.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в п. 28 Постановления от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Принимая во внимание, что оспариваемое постановление администрации города Томска до вынесения решения суда не применялось, что нашло свое отражение в заключении экспертов и не отрицалось представителем администрации города Томска, на основании него права граждан и организаций не были реализованы, суд считает, что указанное постановление подлежит признанию недействующим со дня его вынесения.
С заключением судебной экспертизы поступило ходатайство со счетом на оплату в размере ... руб., которая не была оплачена, а обязанность по оплате определением суда была возложена на администрацию города Томска..
В соответствии с ч. 2 ст. 85, 96, 98 ГПК РФ расходы на проведение экспертизы в сумме ... руб. подлежат взысканию с администрации города Томска.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующим со дня принятия постановление администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № "Об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка по адресу <адрес> для прохода и проезда неопределенного круга лиц".
Настоящее решение является основанием для исключения из ЕГРП и ГКН сведений о государственной регистрации ограничений (обременений) прав (сервитута) на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, кадастровый номер N.
Взыскать с администрации г. Томска в пользу АНО ... за проведение судебной комплексной строительно-технической и землеустроительной экспертизы ... руб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.


------------------------------------------------------------------